Урок обобщения по теме «Законы Ньютона»
Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле.
Аристотель.
Задачи:
образовательные:-
- проверить усвоение обучающимися основных теоретических понятий, физических формул данной темы и внести коррекцию.
- выявить уровень сформированности умений обучающихся решать задачи, пользоваться табличными данными,
- провести предварительную диагностику достижений.
воспитательные:
- развивать у обучающихся навыки аккуратности при оформлении задач,
- коммуникативности в общении, к самостоятельности при практическом применении полученных знаний,
- самооценке и самоанализу.
развивающие:
- развивать мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и систематизировать
- развивать память, внимание,
Цель урока:
- Создание условий для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона»
- Совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.
- Расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к предмету
Тип урока: обобщающий с использованием ИКТ
Формы деятельности учащихся:
- Фронтальная
- Работа в парах
- Индивидуальная
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Мобильный класс
Ход урока.
Наш урок начинается с эпиграфа: «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле».
Так давайте попробуем, применив знания, сформулировать тему нашего урока. Для этого разгадаем кроссворд.(см. Приложение слайды 1-3)
в |
з |
а |
и |
м |
о |
д |
е |
й |
с |
т |
в |
и |
е |
|||||
с |
и |
л |
а |
|||||||||||||||
р |
а |
в |
н |
о |
д |
е |
й |
с |
т |
в |
у |
ю |
щ |
а |
я |
|||
м |
а |
с |
с |
а |
||||||||||||||
д |
и |
Н |
а |
м |
о |
м |
е |
т |
р |
|||||||||
т |
р |
е |
н |
и |
е |
|||||||||||||
с |
к |
о |
р |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||||
к |
и |
л |
о |
г |
р |
а |
м |
м |
Вопросы:
- Действие тел друг на друга.
- Векторная физическая величина, которая является причиной возникновения ускорения.
- Сила, которая оказывает на тело такое же действие как несколько сил взятых вместе.
- Скалярная физическая величина, являющаяся мерой инертности тела.
- Прибор для измерения силы.
- Сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
- Векторная физическая величина, которая изменяется только в результате воздействия на него силы.
- Единицы измерения массы тела.
На основе выделенного слова и букв учащиеся сами формулируют тему урока.
Тема урока: «Динамика. Законы Ньютона»
Главная задача обобщить знания, полученные при изучении темы
«Законы Ньютона»
А для этого необходимо вспомнить основные особенности законов Ньютона. Учащимся необходимо дополнить слайды, предоставленные учителем, отвечая на вопросы.
Вопросы:
- Дополнить формулировку первого закона Ньютона.
- Какое еще название имеет первый закон Ньютона?
- Для каких систем справедлив первый закон ?
- Дополнить формулировку второго закона Ньютона.
- Математическая запись второго закона Ньютона.
- Дополнить формулировку третьего закона Ньютона.
- С точки зрения третьего закона Ньютона силы возникают….?
(см. Приложение слайды 4-9)
После работы со слайдами учащиеся получают памятку по теме «Законы Ньютона», которая может помочь им при дальнейшей работе на уроке.
(см. Приложение 1 «Памятка»)
Человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми
Теперь вы готовы применить свои знания на деле при следующей работе.
- Работая с тестом (при этой работе используется программа генератора тестов), учащиеся работают в парах с вопросами. Отвечая, заполняют бланк, выставляя свои ответы в графе (Я), а затем проверяют. Выставляют общее количество баллов. Учитель собирает бланки и на доске отмечает степень усвоения материала теста с помощью разноцветных магнитов.
(см. Приложение 2 «Бланки к тесту»)
- После того как работа с тестом закончена, каждый приступает к работе с карточкой, на которой даны условия задач, расположенных по мере усложнения материала. Каждый ученик работает в своем режиме, во время работы можно получить консультацию учителя.
(см. Приложение 3 «Задания»)
- Для тех, кто успешно справился с решением задач, дается дополнительное задание на отдельной карточке.
(см. Приложение 4 «Дополнительные задачи»)
За пять минут до окончания урока - подведение итогов урока и домашнее задание. Домашнее задание находится на отдельно отведенном столе, и является индивидуальным для каждого ученика.
(см. Приложение 5 «Домашнее задание»)
Составлялось в соответствии, исходя из трех позиций:
- Особенности мышления ученика
- Его отношение к предмету
- Уровень знаний и умений ученика по предмету.
Список литературы.
- Янушевская, Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 10 – 11 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия /Н.А. Янушевская – Москва: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 240с – (Качество обучения).
- Кирик, Л.А. Физика – 19. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. / Л.А. Кирик – Москва: Илекса, 2005. – 192с.:ил.
- Орлов, В.А. Физика: Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов (диск). / Кирик Л.А. – Москва: Илекса, 2008. – 144с.
- Марон, А.Е. Контрольные работы по физике: 10 – 11 класс: книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 3- е изд. – Москва: Просвещение, 2005. – 111с.